9 декабря Министр лесного хозяйства Михаил Амельянович представлял проект нового Лесного кодекса членам Совета Республики. В своем выступлении он отметил, что лесное хозяйство динамично развивается. Ежегодно площадь лесов увеличивается на 40 тыс. га. За счет выравнивания возрастной структуры насаждений площадь спелых лесов ежегодно возрастает на 40—50 тыс. гектаров, или на 12—15 млн куб. метров. За последние пять лет существенным образом изменились технологии и техника, применяемые при ведении лесного хозяйства. Теперь половина древесины в лесах страны заготавливается восокопроизводительными многооперационными харвестерами и форвардерами. По уровню технологического развития лесного хозяйства Беларусь не отстает от таких развитых стран, как Финляндия, Швеция и Канада. А по многим аспектам превосходит их.
По словам министра, техническое и технологическое развитие лесного хозяйства должно быть подкреплено на законодательном уровне. В то же время действующий Лесной кодекс Республики Беларусь был принят еще в 2000 году и не учитывает многих актуальных аспектов развития отрасли. Проект нового Лесного кодекса предполагает создание такой системы управления лесным хозяйством, которая будет определять баланс экономических, экологических и социальных интересов государства с учетом принципов рационального управления лесами.
В частности, в новом Лесном кодексе с учетом сложившейся практики ведения лесного хозяйства предлагается изменить классификацию лесов в зависимости от выполняемых ими функций. По аналогии с развитыми странами упраздняются группы лесов (1-я и 2-я), категории защитности лесов (15 шт.), особо защитные участки леса (18 шт.). Взамен вводятся 4 категории лесов: природоохранные леса, рекреационно-оздоровительные леса, защитные леса, эксплуатационные леса. При этом доля лесов, выполняющих защитную и рекреационную функцию, снизится незначительно, а доля природоохранных лесов возрастет на 5 процентных пунктов.
Михаил Амельянович обратил внимание парламентариев на то, что в новом кодексе предлагается значительно усилить требования по охране лесов. Так, на территории лесного фонда вводятся запреты на складирование снега, содержащего песчано-солевые смеси или противоледные реагенты, мойка транспортных средств, размещение скотомогильников, устройство летних лагерей для сельскохозяйственных животных, складирование удобрений. Также в кодексе нашли отражение некоторые правовые нормы прямого действия, которыми урегулированы вопросы аренды лесных участков, отпуска древесины на корню, перевода лесов из одной категории в другую. Также пересмотрены полномочия государственных органов с учетом практики ведения лесного хозяйства.
По словам министра, принятие нового Лесного кодекса позволит оптимизировать деление лесов в зависимости от выполняемых лесами функций и вовлечь в хозяйственный оборот дополнительные древесные ресурсы в объеме 2—3 млн кубометров в год для развития деревообрабатывающего комплекса страны. Будет стимулироваться развитие сферы лесных услуг с учетом специализации труда, будут созданы условия для сохранения и увеличения лесных ресурсов, усиления защитных, водоохранных и рекреационных функций лесов.
Парламентарии задали министру несколько вопросов по теме доклада. Например, Константин Сумар поинтересовался сравнительной доходностью древесины в Беларуси и в Финляндии.
— Сколько же мы получаем денег с одного гектара вырубленного леса? — спросил член Совета Республики. — Сколько получаем после переработки этой древесины и каковы аналогичные цифры в других странах?
Михаил Амельянович пояснил, что по запасам спелой древесины в расчете на один гектар (256 кубометров) Беларусь превосходит такие страны, как Финляндия (111 кубометров) и Швеция, в два и более раза. Однако степень переработки древесины в Беларуси намного ниже. Соответственно, доходность от переработанной древесины в Скандинавии практически в два раза выше. Поэтому лесоводы возлагают большие надежды на ввод в действие новых конкурентоспособных деревоперерабатывающих производств.
Николай Коневалов поинтересовался, проводились ли во время подготовки новой редакции Лесного кодекса прогнозные расчеты по площадям спелых эксплуатационных лесов с учетом действующих и строящихся в стране деревообрабатывающих производств. Министр ответил, что такие расчеты проводились.
— Если говорить о потребностях в древесине деревообрабатывающих предприятий, то подобный баланс ежегодно готовится Минлесхозом совместно с Министерством экономики, — сказал Михаил Амельянович. — На сегодняшний день, даже с учетом выхода на полную проектную мощность планирующихся к вводу в строй предприятий концерна «Беллесбумпром», всех действующих в стране деревообработчиков и недавно открывшихся предприятий иностранных инвесторов, лесная отрасль способна в полном объеме обеспечить всех сырьем.
Кроме того, по словам министра, имеются и свободные ресурсы. На 2016 год указом главы государства запрещен экспорт круглых необработанных лесоматериалов. Поэтому министерство было вынуждено обратиться за разрешением экспортировать 1,9 млн кубометров таких лесоматериалов. Это свидетельствует о резервах, не востребованных пока на внутреннем рынке.
Члены Совета Республики задали также вопросы о сокращении зоны защитных лесов с 500 до 100 метров и о снижении площади лесов, выполняющих защитные, охранные и оздоровительные функции с 52 до 42 %. Не отходим ли мы таким образом от декларировавшихся ранее принципов в сфере экологии? Будет ли сохранен баланс между интересами экономики и природы? По этому поводу министр пояснил, что при имеющихся сегодня ресурсах нет большой необходимости увеличивать площади рубок под растущие потребности экономики. Более того, благодаря нормам новой редакции кодекса появится своеобразная подушка безопасности, которая позволит поднять возраст рубок и увеличить запасы спелой древесины.
После ответов на вопросы выступила содокладчик по законопроекту — председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Светлана Герасимович. Она отметила, что проект новой редакции Лесного кодекса направлен на совершенствование законодательства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Его положения позволят создать условия для сохранения и увеличения лесных ресурсов, усиления средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций лесов.
Она подчеркнула, что Постоянная комиссия Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению совместно с разработчиками принимала активное участие в подготовке кодекса. Было внесено около двадцати предложений, которые вошли в новую редакцию Лесного кодекса. А ключевое изменение, по ее словам, заключается в следующем.
— Проектом кодекса предусматривается установление в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями четырех категорий лесов: природоохранные, рекреационно-оздоровительные, защитные и эксплуатационные, — сообщила председатель Постоянной комиссии по региональной политике и местному самоуправлению. — Сегодня можно сделать вывод, что на фоне успешной лесохозяйственной деятельности наблюдается проблема менее эффективного использования лесов из-за давно отставшего от запросов современности деления лесов. Поэтому предлагаемое проектом кодекса деление лесов на четыре категории своевременно и актуально. Это позволит упростить учет лесов и сделает более точной функциональную принадлежность каждого участка. В свою очередь, это сделает более точным планирование лесохозяйственных мероприятий.
После выступления Светланы Герасимович состоялось голосование. Интересно, что его исход точно спрогнозировал член Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Виктор Пинчук. Перед началом заседания он заявил журналистам, что члены Совета Республики внимательно изучили проект новой редакции Лесного кодекса и поддержат его единогласно.
— В Беларуси за последние 20 лет на 4 % увеличилась территория, покрытая лесом, — отметил Виктор Пинчук. — Сейчас она составляет практически 40 %. Основная задача нового кодекса — сохранить и приумножить наши лесные богатства. Кроме того, рассматриваемый сегодня законопроект принесет ощутимый экономический эффект. Вырастет уровень производства древесины, которая является сырьем во многих отраслях. В первые годы рост объемов деловой древесины составит 25 %.
Виктор Гаврыш, БЛГ. Фото БелТА